История заселения территории Нюрбинского района
Меню сайта

Календарь новостей
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Форма входа

Поиск

Друзья сайта



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 26.11.2024, 14:52

По исследованиям известного археолога Ю.А. Мочанова, заселение древними людьми всей области Восточной Сибири, включая и территорию Нюрбинского района, началось 35-40 тысяч лет назад (по данным последних раскопок, ориентировочно 2,8 - 3,2 млн. лет назад). 
В результате раскопок были найдены орудия первобытных людей: тесла, топоры, наконечники стрел, изготовленные из диабаза, глинисто-кремнистого сланца и костей дикого лося, случайно найденные в разных местах предполагаемых стоянок первобытных людей, в IV тысячелетии до нашей эры на Среднем Вилюе жили племена развитого неолита и эпохи бронзы. 
В настоящее время в бассейне реки Вилюй известно около 80 археологических памятников каменного века (памятники эпохи средневековья и более поздних этапов не учитываются), по которым можно выделить два основных типа поселений: во-первых, стоянки на речных приустьевых мысах и, во-вторых, памятники, расположенные на бортовых террасах таёжных озёр. Единственный пока неолитический могильник расположен на верхней площадке юго-западного склона горы Туой-Хайа высотой 52 метра на территории Мирнинского района.
История изучения Нюрбинского района как одного из старейших в Якутии связана с именами Р.К. Маака, Г.В. Ксенофонтова, С.В. Бахрушина, С.А. Токарева, Г.П. Башарина, Ф.Г. Сафронова, К.Д. Уткина, К.Т. Игнатьева, А.С. Парниковой и др. Первые сведения о заселении Вилюйского округа, в состав, которого входил Мархинский улус как тогда назывался Нюрбинский улус, приводятся в книге известного историка, этнографа и фольклориста Г.В. Ксенофонтова «Ураангхай сахалар».
Примерно к концу I и в начале II тысячелетия н.э. начинается массовое расселение тунгусоязычных племён. Архивные документы XVII в. свидетельствуют о том, что на территории Нюрбинского улуса до прихода якутского населения проживало тунгусское (эвенкийское) население. 
Б.О. Долгих в результате изучения родового и племенного состава народов Сибири XVII в., установил, что на территории улуса проживали сологоны и нюрмаганы. До прихода якутов тунгусы - иноплеменной народ «тумат» («люди с зашитыми лицами») занимали большую территорию и проживали повсеместно довольно продолжительное время. О том, что они имели хозяйство; свои зимники (ойбон), летники (сайылык), места постоянного лова и заготовки рыбы впрок (сымалыыр) доказывают топонимы и микротопонимы Нюрбинской земли эвенкийского происхождения. Такие сведения говорят о долгом проживании якутов-оленеводов в бассейне р. Вилюя в пользу раннего заселения.  
Присутствие эвенкийского населения на Среднем Вилюе в XVII веке подтверждается сообщениями первых служилых русских, а также письменными и печатными источниками. Река Вилюй была открыта русскими землепроходцами в 1630 г., т.е. еще за два года до того, как был основан Ленский, позже переименованный в Якутский острог, ныне г. Якутск. Отряд мангазейских служилых людей Антона Добрынского и Мартына Васильева, известных как землепроходцы, двигался по Нижней Тунгуске, перешёл волоком до верховья р. Чоны, спустился к реке Вилюй, оттуда доплыл до Лены. По их записям, в нижней части Вилюя якуты были постоянными жителями, а в среднем и верхнем течении их ещё не было. В работе Б.О. Долгих приведён интереснейший документ об отношениях между пришлыми на Вилюй якутами и местными тунгусами: «Ясачные люди – тунгусы, соболи промышляют и продают тем конным якутам кангалассцам на быки и на коровы, и на молоко и на кумыс, а ясаку государева полного не платят». 
По данным А.С. Парниковой, проникновение якутов на средний Вилюй начинается только с 40-х г. XVII и усиливается в последние годы. В ясачных книгах впервые появляются имена выходцев из центральных якутских улусов. Имеются сведения о переселении якутов в начале 50-х годов на территории современной Нюрбы, в частности озера Кочай и в скором времени образовалось постоянное ясачное якутское население. Это были выходцы из центральных якутских улусов, которые сохранили свою этногрупповую принадлежность. Первое территориальное образование началось на территории Кангаласского наслега, затем Таркайинского, Жарханского наслега. 
Якутская культура на Вилюе начинается с середины XVII века. В официальной исторической литературе Нюрба наиболее подробно упоминается в трудах русского учёного Ричарда Карловича Маака, путешествовавшего по Вилюю с научно-исследовательской целью в 1854-1855 гг. В своей книге «Вилюйский округ» он писал: «Селение Нюрба находится на том месте, где прежде было Нюрбинское озеро, отстоявшее от реки Вилюй на несколько десятков саженей, и спущенное неимоверными усилиями трудолюбивых жителей», особо отметив, что «предприятие это, увенчавшееся успехом, может считаться одним из самых грандиозных в своем роде в Сибири».
Издавна на левом берегу Вилюя, где ныне расположен город Нюрба, находилась большая котловина, покосами которой пользовались якуты Сунтарского и Мархинского улусов. В конце XVIII века котловину затопило водой, в результате чего образовалось озеро протяженностью 25 км и шириной 12-13 км. Чтобы вернуть прежние сенокосные угодья, жители Мархинского улуса в 1824 году спустили воды громадного озера в реку Вилюй, и на месте озера возникло урочище Нюрба. 
На территорию спущенного озера в 1848 г. в Нюрбу переселились первые русские крестьяне, обосновавшиеся в южной и северной части озера Коча (Куочай). В двух русских селениях в 1850 году было 44 юрты и 2 дома, где жило 243 человека. В 1876 году из центральных областей России прибывают приверженцы религиозной секты – скопцы, которые основали Антоновское селение. Русские переселенцы занимались земледелием, хлебопашеством, огородничеством, они стали проводниками земледельческой культуры, под их влиянием начало развиваться кузнечное дело. 
Начиная, с 60-х гг. XIX века территория нашего улуса, как и другие улусы Якутской волости, стала местом ссылки для политических противников российского самодержавия. В Нюрбе отбывали ссылку декабрист П.Ф. Выгодовский-Дунцов; украинский поэт, революционер-демократ П.А. Грабовский; социал-демократы С. Стрижевский, Д. Литвинов, А. Блюменфельд и др. Они оставили свой след в исследовании Нюрбинского района, занимаясь просветительством и распространением культурного образа жизни среди местного населения. 
История образования района очень своеобразна и интересна: за время существования он имел разные названия и даты образования. Началось с указа Якутского областного управления в 1824 г., когда из Верхневилюйского улуса выделен самостоятельный Мархинский улус. В 1915 г. Мархинский улус был разделён на два улуса: Нюрбинский в составе 8 наслегов, Мархинский в составе 13 наслегов. В 1929 г. Нюрбинский улус переименован в Мегежекский район, в его состав вошел Мархинский улус, центром объединенных улусов стало село Нюрба. В 1938 г. Мегежекский район переименован обратно в Нюрбинский район. В результате укрупнения районов Якутской АССР в 1963 г. образован Ленинский, объединивший Нюрбинский и Сунтарский районы, с центром в Нюрбе, которые в 1965 г. были выделены в отдельные районы: Ленинский и Сунтарский.
 И, наконец, в 1992 г. район получил своё историческое название – Нюрбинский район.