Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [4]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 14.12.2018, 06:14

Главная » Статьи » Мои статьи

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ (ЭУП) «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – НЮРБИНСКИЙ РАЙОН»
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
(ЭУП) «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – НЮРБИНСКИЙ РАЙОН»



Васильев Г.Н.
учитель географии МОУ «Нюрбинская СОШ №2»



 Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно их приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, т.е. внедрение средства новых информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям школьного образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения [4]. 
Перспективы и проблемы использования компьютера в географическом образовании в качестве средства обучения рассматривались многими авторами как Е.И. Машбиц, Е.А. Таможняя, Е.С. Полат и др.. Как отмечает Т.В. Лезнова, в отечественной методике разработок и исследований, касающихся использования средств ЭВМ в качестве основных средств обучения на естественных предметах, не так много [10]. Е.А. Таможняя отмечает, что проблема имеющихся электронных учебников (а точнее, разработки отнесённые авторами к этой категории) по школьной географии ориентированы на применение их в качестве средств повторения и отработки навыков и приёмов решения типовых задач. Это отражается в первую очередь в названии: «География для 6, 7, 8, 9, 10 классов», «Репетитор», «Репетитор по географии...», «Обучающая программа для школьников и абитуриентов» и т. д. [9]. 
Проблемы разработки ЭУП и использования различных мультимедийных средств исследованы Е.С. Полат, Е.А. Таможняя, С.А. Христочевский, Н.Д. Изергин А.А. Кудряшов, А.Ю. Руднев, В.А. Тегин и др. 
В свете реализации программы «Развитие единой образовательной информационной среды» использование информационных технологий в учебном процессе требует создания учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности [5]. Актуальность заключается в технологии разработки ЭУП по географии, позволяющих использовать компьютер как дополнительное средство обучения, для активизации познавательной и проектной деятельности учащихся. При решении задач образования необходимы соответствующие технические и методические разработки средств обучения, в том числе электронные учебные пособия, как попытка найти подходы к созданию «компьютерных вариантов» одного из традиционно основных средств обучения - учебных пособий. 
 Обоснованием проблемы разработки ЭУП послужила рукопись учебника по географии «Моя малая Родина -Нюрбинский район», далее разрабатываемое как ЭУП по краеведению, что подсказало тему исследования.
Цель исследования: разработка электронного учебного пособия (ЭУП) по географии «Моя малая Родина – Нюрбинский район» в 9 классе.
Объект исследования: процесс географического образования учащихся 9 класса.  
Предмет исследования: разработка и методика использования ЭУП по географии «Моя малая Родина – Нюрбинский район» для учащихся 9 класса.
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между традиционными учебными пособиями по географии как основного средства обучения и использования ЭУП по географии, как дополнительного средства повышающего географическое образование учащихся.
Предмет исследования и поставленная цель определили гипотезу: разработка ЭУП по географии «Моя малая Родина – Нюрбинский район» повысит эффективность обучения по географии учащихся 9 класса, ознакомить с краеведческим материалом своего региона, и будет осуществляться успешно, если: - будут разработаны принципы, методические особенности и условия содержания электронного краеведческого учебного пособия по географии «Моя малая Родина – Нюрбинский район»; - разработана методика обучения учащихся 9 класса по ЭУП по географии «Моя малая Родина – Нюрбинский район».
Из цели и гипотезы вытекают задачи исследования:
1. Анализировать научную, методическую и специальную литературу по современным теориям обучения, новым педагогическим информационным технологиям, требующим воплощения в ЭУП по географии;
2. Определить дидактические требования к ЭУП по географии в соответствии с технологией его построения и использования;
3. Разработать содержание ЭУП по географии «Моя малая Родина – Нюрбинский район» в 9 классе;
4. Разработать методику обучения, по ЭУП «Моя малая Родина – Нюрбинский район» в 9 классе на факультативном занятии по географии своего региона - малой Родины.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют существующие технологии по реализации информатизации образования Н.Д. Изергин, А..А.. Кудряшов, А.Ю. Руднев, В.А. Тегин; по географии Е.И. Машбиц, Е.А. Таможняя; как авторы электронного учебного материала И.В. Душина, А.А. Летягин, В.Б. Пятунин (VII класс – учебник по курсу «География материков и океанов»); В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя (VIII класс–«География России. Природа и население»); В.П. Дронов, В.Б. Пятунин, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя (IX класс – «География России. Хозяйство и регионы»); С.А. Горохов, Д.В. Заяц, В.П. Максаковский, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя (X класс – «Экономическая и социальная география мира»).
Новизна исследования раскрывает: - разработку совокупности принципов, методов и методики создания ЭУП по географии «Моя малая Родина – Нюрбинский район» и использования его приложений как учебно-методический комплекс; - возможности адаптировать данное электронное учебное пособие к курсам географии и другим школьным предметам; - использование краеведческого материала своего региона в содержании ЭУП. 
Практическая значимость работы состоит в том, что учителю географии предлагается краеведческое учебное пособие «Моя малая Родина – Нюрбинский район» в 9 классе (М87 Моя малая Родина – Нюрбинский район: Учебн.пособие по курсу «Родной край» для учащихся общеобразоват.шк. /[Г.Н. Васильев и др.; научн.ред. Л.С. Пахомова, к.п.н., доц.ЯГУ; Муницип.учреждение «Нюрб.упр.образования», Ин-т повышения квалификации работников образования им. С.Н. Донского-II М-ва образования Респ.Саха (Якутия) – Якутск: «Медиа-холдинг «Якутия», 2008.-192 с. ISBN 978-5-471-00410-8 Агентство СIР НБР Саха УДК 908(571.56-37)(075.3) ББК 26.89(2Рос.Яку-5)я72).  
Новые информационные технологии дают возможность оперативного использования и обновления информации ЭУП. Учителя, учащиеся и пользователи новых информационных технологий могут пользоваться содержанием пособия как справочно-краеведческий материал по Нюрбинскому району и наслегам.
Достоверность и объективность результатов исследования обоснованы разработкой содержания пособия и его программным обеспечением по ЭУП, а также обучением учащихся в 9 классах СОШ № 2 города Нюрбы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы теоретические как аналитический, сравнительно - описательный, обобщение фондовых материалов. Эмпирические как сбор статистического материала, наблюдение, опрос, анкетирование учащихся, геоинформационный и компьютерные технологии (Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Front Page, Macromedia и т.д.).
В исследовательской работе рассматриваются следующие вопросы:
1. Основные принципы построения школьного ЭУП по географии и разновидности электронных учебных изданий в образовании.
2. Методика разработки содержания ЭУП по географии «Моя малая Родина – Нюрбинский район». Строится структура электронного учебного пособия по географии и описывается программное средство.
3. Методика обучения учащихся 9 класса по ЭУП «Моя малая Родина - Нюрбинский район», и его методические условия и особенности создания, методика обучения по учебному пособию «Моя малая Родина – Нюрбинский район». В данной главе использованы исследования Е.А. Таможней, Е.С. Полат, О.М. Кривошапкиной, Л.С. Пахомовой [3], [6], [7], [8], [9].
Понятие электронного учебного издания (ЭУИ), электронного учебника (ЭУ) или электронного учебного пособия (ЭУП) являются устоявшимися и общепризнанными. Окончательного определения понятия «электронный (компьютерный, мультимедийный) учебник» пока не существует, классификации такого рода изданий, а также основных требований к ним на общегосударственном уровне тоже нет, хотя уже введён (1 июля 2002 г.)[2]. 
Электронное учебное пособие (ЭУП) - учебное электронное издание, частично (полностью) заменяющее или дополняющее электронный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствовать требованиям и содержанию программы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном порядке. 
При разработке ЭУП, нужно учитывать следующие обстоятельства:
• предназначено не только для обучения собственно предмету, оно должно служить средством изучения методов и способов работы и с другими информационными системами;
• должно соединять в себе существующие возможности и справочно-информационных систем, и систем автоматизированного контроля и обучения;
• в отличие от бумажного, позволяет точнее учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося за счёт вариативного изложения материала и организации обратной связи;
• необходимы средства адаптации ЭУП к конкретному учебному процессу, поскольку невозможно предсказать, каким именно образом разработка будет использоваться во время обучения;
• должно предоставлять возможности разработки дополнительных компонентов самого разного назначения и их интеграции в среду пособия [9]. 
По нашим сведениям в школах Республики Саха (Якутии) пока не разработаны ЭУП для 9 классов по отдельным регионам республики. 
ЭУП «Моя малая Родина – Нюрбинский район» посвящён изучению географии Нюрбинского района девятиклассниками и рассматривается как своя местность и родной край. Курс представляет комплексное, интегрированное краеведческое содержание Нюрбинского района в пяти основных разделах: «История родного края»; «Природа»; «Население и трудовые ресурсы»; «Хозяйство»; «Окружающая среда и человек». Основное содержание пособия рассматривается как дополнительный региональный материал по географии. Географический материал дополняют историко-культурное, социально-экономическое, экологическое содержание, которые формируют комплексный географический образ Нюрбинского района [1].
Программа ЭУП «Моя малая Родина – Нюрбинский район» является дополнительным учебным краеведческим материалом и предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ Нюрбинского района. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю
  В настоящее время, по мнению Е.С. Полат [7] когда процесс создания электронных учебников уже вышел за рамки отдельных частных экспериментов. Всё, активнее предпринимаются попытки внедрить их в учебный процесс. На этом пути уже накоплен некоторый опыт, что можно говорить о термине «электронный учебник». Благодаря внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс удалось создать ЭУП по географии «Моя малая Родина – Нюрбинский район». Данное пособие направлено на внедрение в учебный процесс, используя краеведческий материал по географии своего района, стало целью исследовательской работы. 
В результате выполненной работы и цели, задач, гипотезы исследования выполнены:
1. Анализирована научно-методическая и специальная литература по современным теориям обучения, новым педагогическим информационным технологиям, требующим воплощения в ЭУП по географии;
2. Определены дидактические требования к электронному учебному пособию «Моя малая Родина – Нюрбинский район» по географии в соответствии с технологией его построения и использования;
3. Разработано содержание ЭУП по географии «Моя малая Родина – Нюрбинский район» в 9 классе в двух вариантах: для открытого доступа через глобальную компьютерную сеть Internet и использования в процессе аудиторного обучения (для локальной сети). 
4. Разработана методика обучения по ЭУП «Моя малая Родина – Нюрбинский район» в 9 классе. Возможность включать интерактивные средства контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки, и возможность проведения дистанционных уроков.
Представления сформированные при работе и практические умения с ЭУП, формируемые на краеведческом материале Нюрбинского района, как географическая подготовка учащихся способствуют усвоению знаний и умений в последующих систематических курсах школьной географии, способствуют достижению требований федерального компонента ГОС географического образования и активизация познавательной деятельности учащихся.
 Семён Егорович Мостахов наш земляк, Нюрбинец с большой буквы проводил очень большую работу среди школ республики по организации краеведческой и музейной работы. Как географ и краевед написал и выпустил учебники для школ республики, широкой популярностью до сих пор пользуются его монографии о реке Лене, об истории географического освоения нашего сурового края и о роли местного населения в научном познании Севера. Научные труды С.Е. Мостахова стали литературой повседневного пользования, они необходимы для учителя и краеведа [4]. 
 Мой научный руководитель к.п.н., доцент кафедры географии ЯГУ Л.С. Пахомова, будучи, учась на третьем курсе кафедры географии, написала доклад о Вилюйской ГЭС, руководителем был заведующий кафедрой С.Е. Мостахов. Благодаря С.Е. Мостахову она участвовала на Всероссийской научно-практической конференции в Куйбышеве, и это было её первым приобщением в науку. В настоящее время она является к.п.н., автором УМК «Якутск-город мой», научным руководителем временного творческого коллектива по созданию УМК «Моя малая Родина – Нюрбинский район».
  
 
Литература
1. Васильев Г.Н. Программа и учебное пособие "Моя малая Родина – Нюрбинский район” / Исследовательская деятельность учащихся как основа формирования естественно-научного мировоззрения в условиях перехода школ на профильное обучение с. Майя, 21-22 декабря 2006 года.. Сб. материалов респ.научн.практ.конф. -Якутск: ЯГУ, 2006. 
2. ГОСТ по электронным изданиям и инструкция (приложение 2 к приказу Минобразования России от 19 июня 1998 г. № 1646).
3. Кривошапкина О.М. Программа и тематическое планирование курса «Родной край» (5 класс). Программно-методические материалы. Якутск, 2001.
4. Компьютеризация учебного процесса: Межвуз.сб.науч.тр. /Под ред. Проф. В.Н. Врагова. – Новосибирск, 1999.
5. Лернер П. С. Информатизация продуктивного образования старших школьников // «Школьные технологии», № 4, 2002 г. – С. 207-215. 
6. Пахомова Л.С. Программа курса «Якутск – город мой родной» (5 класс) Программно-методические материалы. География. Якутск, 2001
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1999.
8. Программы спецсеминаров по методике обучения географии /Под ред. Е.А. Таможней. – М.: МПГУ «Прометей», 2002.
9. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. География в школе, 2004, №4, С.46-50.
10. Лезнова Т.В. Применение компьютерных технологий в 8 классе, География в школе, 2005, №2 С. 49-51
11. Семён Егорович Мостахов – учитель, учёный, краевед/ составитель Мостахова Т.С. – Якутск: Бичик, 2005. – 96 с.

Научный руководитель: к.п.н., Пахомова Л.С.

Категория: Мои статьи | Добавил: nyurba (19.11.2009) | Автор: Васильев Геннадий Николаевич
Просмотров: 4033 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: