Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [4]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 14.12.2018, 05:20

Главная » Статьи » Мои статьи

УЧЕНИЕ ПРИНОСИТ ПЛОДЫ, КОГДА ПРИМЕНЯЕТСЯ НА ПРАКТИКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
УЧЕНИЕ ПРИНОСИТ ПЛОДЫ, КОГДА ПРИМЕНЯЕТСЯ НА ПРАКТИКЕ
 (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Васильев Г.Н.
учитель географии МОУ «Нюрбинская СОШ №2»



Эколого-краеведческая экспедиция "Харысхал" функционирует в летнее время при Нюрбинском социально-реабилитационном приюте для детей "Арчы". Генеральным партнёром экспедиции "Харысхал" является МОУ Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №2. Цель работы (деятельности): качественная организация рекреационного отдыха, учёбы учащихся и социальная реабилитация асоциальных детей в полевых условиях. Задачи работы (деятельности): 1. Привлечение детей социального приюта "Арчы" и школьников района к исследовательской работе, формирование знаний, умений, навыков и опытов ориентированной деятельности в летнее время; 2. Укрепление психического и физического здоровья детей; 3. Приобретение и применение новых знаний и умений в различной практической коллективной деятельности, пронизанной игрой и романтикой; 4. Организация экспедиции "По следам экспедиции Ричарда Карловича Маака;
Уже пятый год во время отпуска я участвую в работе эколого-краеведческой экспедиции «Харысхал». Моя задача – повысить географическую культуру, организовать краеведческую работу с целью выявления условий жизни населения, природы, климата, развивать самостоятельность, познавательные и творческие способности, познакомить ребят с ландшафтами, фациями и исследовать особенности местности.
Гипотеза исследования состоит в том, что в школьном возрасте начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к Родине не возникает сама по себе. Необходимо целенаправленное воздействие на человека. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и вырос. Роль краеведения трудно оценить. Молодой человек должен знать свой край! Географическое краеведение – это изучение своего родного района – это геология и рельеф, климат и население, и просто уникальные географические объекты. Новизна исследования заключается в том, что я условно делю работу по краеведению на две части: первая часть – научно-исследовательская деятельность учащихся по изучению своего края.
Вторая часть работы по краеведению направлена на использование в полевых условиях знаниями, умениями и навыками полученными в процессе школьного образования. Эта часть полностью раскрывается при проведении разнообразных практических работ в полевых условиях. 
Практические работы способствуют более глубокому усвоению школьниками учебного содержания курса биологии, географии, экологии, развивают навыки творческо-исследовательской работы над учебным материалом. Отсюда вытекает значительно больший, чем прежде, акцент на формирование практических знаний и умений прикладного характера, имеющих жизненно-практическое значение.
Целевым назначением экспедиции «Харысхал» (защита, оберег) является ознакомление школьной молодежи с 7 по 9 классы с научно-исследовательской работой, формирование умений, навыков и опытов ориентированной деятельности, изучение достопримечательных мест Нюрбинского района, паспортизация памятников природы и интересных объектов. В задачу экспедиции также входит проведение практических, лабораторных работ в полевых условиях, развитие способностей и интереса детей оценивать экологическое состояние окружающей среды, выявление и изучение лекарственных растений, составление анализа почвы, морфометрии, энтомологии и воспитание экологической культуры.
Для качественного проведения учебного процесса в рекреационное время в 2000 году мною составлены практические работы, проводимые в камеральных и полевых условиях. Под моим руководством дети выполняют следующие практические работы: «Определение относительной высоты», «Определение механического состава почв», «Определение среднесуточной температуры воздуха», «Измерение расстояния...без измерений», «Техника бивачных работ. Установка палатки», «Расчёт основных морфометрических характеристик реки», «Топографическая съёмка местности». Все практические работы по методическим разработкам приближены к ученикам.
Особенность процесса обучения и воспитания во время краеведческой экспедиции состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринуждённого усвоения информации. А это как раз и достигается путём гармонического сочетания отдыха и учёбы.
Границы родного края крайне динамичны и постоянно расширяются в процессе деятельности учеников. Причём деятельность понимается иной раз весьма широко: познавательная (прочитал, стало лично значимым); практическая (изучал определённую территорию во время экспедиции, в походе); исследовательская (проведение наблюдений, опытов, практических работ, подведение итогов изучения). Однако границы родного края чаще всего имеют предел – «расширение» до административных границ своего района, соседних районов, республики и т.д.
Учебный план для полевых условий разрабатывается с учётом программы исследования биогеоценозов:
1. Составление физико-географической характеристики местности
2. Описание состава растений, сбор гербария местности, выявления эндемиков местности
3. Изучение почвенного покрова и напочвенных беспозвоночных животных
4 Изучение влияния деятельности человека на природное сообщество
Эколого-краеведческая экспедиция как форма эколого-географического образования и воспитания школьников очень актуальна и перспективна. Экологическое образование и воспитание учащихся признается приоритетным направлением общеобразовательной системы. Экспедиция – это часть школьного цикла практического эколого-краеведческого образования и воспитания. Экологические экспедиции являются основой формирования толерантного отношения к окружающей среде. Наличие исследовательской цели задает дополнительную эмоциональную насыщенную составляющую в экспедиции: выполнение учебных исследовательских и практических работ. Экспедиция воспитывает у учащихся уважительное отношение к традициям и обычаям народа саха. Экспедиция – это одна из основ формирования экологической культуры и экологического сознания.
Природа и человек неразделимы, огромна зависимость между ними. Так было сотни, тысячи лет назад, вчера, сегодня, так будет завтра. Нам, руководителям экспедиции, отрадно, что наши дети полюбили эти удивительные уголки нашего района – Мыраан, Андайбыт, острова Сата, Юнкюлюр, Сыайаан… Ведь по-настоящему счастлив лишь тот, кто любит родную землю, любуется и интересуется многогранной красотой природы, болеет за будущее, оберегает её. 
 Кто знает, может среди этих любознательных детей есть будущие ученые, исследователи, которые прославят нашу республику. И изучать любой курс географии и экологии нужно с малой Родины.
 Есть три опоры для того, чтобы правильно направлять ребенка, чтобы способный не был ленивым: желание и умение преодолевать трудности, самоконтроль, гармония и высокие помыслы. 
Главное, идти вперед со своим учеником, шагать рядом с ним, окружить его любовью и быть терпимым. Без этого никакого результата не будет.
Под моим руководством в работе научно-практических конференций участвовали: 
Тема: «Определение относительной высоты Чукарского Мырана»
2002 год - Никифоров Петя ученик 10 класса Убоянской СШ - 3 место в улусной НПК «Шаг в будущее»,
2003 год - Никифоров Петя ученик 11 класса Убоянской СШ - 1 место в улусной НПК «Шаг в будущее», участник республиканской НПК «Шаг в будущее».
2002 год - Струков Лёня - ученик 7 класса Убоянская СШ - улусная НПК «Шаг в будущее»
Тема: «Определение механического состава почв» 
2004 год - Саввинова Юлия ученица 9 класса Антоновской СШ - региональная НПК «По следам экспедиции Ричарда Карловича Маака» в с. Сунтар, 
2004 год - Саввинова Юлия ученица 9 класса Антоновской СШ - улусная НПК «Шаг в будущее» - 2 место, участница республиканской НПК «Шаг в будущее».
Тема: «Мониторинг работы экспедиции «Харысхал» 
2004 год - Мелинте Диана ученица 10 класса Чукарской СШ - региональная НПК «По следам экспедиции Ричарда Карловича Маака» в с. Сунтар.
Тема: «Муниципальное образование «Нюрбинский улус (район)» 
2004 год - Григорьев Рем - ученик НСШ №2 - 3 место в региональной НПК «По следам экспедиции Ричарда Карловича Маака» в с. Сунтар.
За пять лет, участники экспедиции прошли пешим ходом около 500 километров по Нюрбинскому району и Сунтарскому району, через азы туризма, опыта взаимовыручки, сотрудничества, толерантности и товарищества прошли около 150 детей из разных школ района, Нюрбы и Якутска.
По итогам летнего отдыха 2003-2004 учебного года экспедиция «Харысхал» заняло в смотре конкурсе общеобразовательных летних лагерей «Сезон чудес» - 3 место, а в эколого-туристической секции - 1 место, в республиканском смотре конкурсе общеобразовательных лагерей - 2 место, в смотре конкурсе проводимого по линии Министерства социальной защиты - 1 место.

Использованная литература:
1. Географическое образование: состояние, проблемы и перспективы (Тезисы выступлений и докладов научно-практической конференции «География для будущих поколений», г. Якутск, 2001 г.
2. Панчешникова Л.М. «Методика обучения географии в школе», М.,1999




Научный руководитель: к.п.н., Пахомова Л.С.

Категория: Мои статьи | Добавил: nyurba (19.11.2009)
Просмотров: 624 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: