Методическое объединение географов
Меню сайта

Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Форма входа

Поиск

Друзья сайта



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 10:17

Методическое письмо «О преподавании географии в школах Нюрбинского района в 2009-2010 учебном году»

Дорогие коллеги! 
География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Значение географии определяется:  
- огромным воспитательным и развивающим потенциалом, способствующим развитию личности;  
- формированием географического мышления, которое дает возможность видеть объекты и явления в тесной связи и взаимозависимости во времени и в пространстве, позволяет понимать современную ситуацию;
- пониманием современного мира как многоликого, но единого, неделимого; осмыслением места России в мире, осознанием включенности каждого в жизнь своей страны;
- реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека, формированием «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением. 
Школьная география, особенно география своей Родины, всегда относилась к разряду мировоззренческих дисциплин, где сильна идеологическая составляющая. Именно география вкупе c историей в значительной мере решают основную задачу российской школы: формирование у учащихся российской идентичности как главного условия укрепления российской государственности. Эта задача ставится в качестве приоритетной в разрабатываемых образовательных стандартах второго поколения. 
Новый 2009-2010 учебный год начинается в условиях обсуждения и принятия нового поколения Государственных образовательных стандартов, которые должны будут обеспечивать развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.  
В мире ускорились процессы глобализации, усиливающие взаимозависимость стран и культур, активизирующие международную кооперацию и разделение труда. Нормой становится жизнь в условиях поликультурного общества, которая выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и к толерантности его членов. Все эти процессы ускоряются в условиях информационной революции, которая существенно меняет возможности коммуникации, условия доступа к информации и возможности принятия решений. Развитие новых наукоемких технологий предъявляет иные требования к современному человеку, чьим лозунгом должен стать лозунг «Образование через всю жизнь». Все эти изменения нельзя не учитывать в процессе обучения географии.
Отражая смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат. Наряду с учебными программами в стандарт предполагается включить программу воспитания и социализации учащихся, призванную обеспечить единство обучения, воспитания и развития школьников.
Отличительной особенностью стандартов второго поколения будет новая структура образовательных программ. В ней, в отличие от предыдущего стандарта должны быть:  
• программы формирования универсальных учебных действий, 
• рекомендации по оценке учебных достижений учащихся,
• программы воспитания и социализации, включая систему внеучебной деятельности.
Наиболее важным для учителей-практиков является усиление внимания к конечным результатам учебно-воспитательного процесса, которые должны выразиться в четком выделении требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Понятие «результат образования» должен трактоваться с позиций деятельностного подхода.
Это могут быть:
личностные результаты, которые проверяются в ходе социологических исследований;
метапредметные и предметные результаты которые проверяются посредством индивидуальной аттестации учащихся.
Метапредметные или надпредметные результаты образования применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных проблем. Они отражают сформированность универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его умении учиться, т.е. его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В повседневной учебной деятельности универсальные учебные действия и связанные с ними навыки учебной работы - это способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли (потребителя, избирателя, и др.), искать, анализировать и обрабатывать информацию, ориентироваться в мире профессий.
К предметным результатам относятся специфичные для географии как учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции (например, умение мыслить пространственно и комплексно), опыт творческой деятельности (например, участие в географических исследованиях и проектах, имеющих социальный или экологический характер), ценностные установки (например, убежденность в необходимости рационального природопользования).
  Системная работа по формированию метапредметных и предметных знаний и умений способствует развитию личностных качеств учащихся (личностные результаты обучающихся) – системы их ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
  Достижение требуемых результатов происходит при компетентностном подходе к обучению в условиях использования в практике преподавания современных педагогических технологий — информационной, проектной, исследовательской, модульной, критического мышления, а также дифференцированного, личностно-ориентированного, проблемного обучения и др.
  Соответствие реально достигнутых результатов ожидаемым должно подтверждаться путем различных аттестационных процедур – проверочных работ, экзаменов и др. 
  К результатам, которые подлежат оценке в ходе аттестации выпускников, относится способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений.
  Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, где велика роль учителя, его понимание и подготовленность к обеспечению развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
 
До принятия и вступления в силу стандарта второго поколения преподавание географии в новом учебном году будет вестись на базе Федерального компонента государственного стандарта общего образования «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089 (приказ Министерства образования России).
Как и прежде, учитель может руководствоваться обязательным минимумом содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.1998 № 1236), и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 30.06.1999 № 56).
В этих документах сформулированы общие требования к уровню подготовки выпускников.
Среди них важнейшие умения, большая часть которых относится к разряду универсальных учебных умений:
  - отбирать необходимые источники информации, уметь работать с ними, в том числе с текстом учебника, географическими картами и различной информацией на цифровых носителях;  
- систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию;
- оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов;
- искать решения географических задач и проблем;
- выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем развития различных территорий.
  Как в основной, так и в старшей школе все более широко вводятся элективные курсы, способствующие дифференциации и индивидуализации обучения и наиболее полному выявлению интересов, склонностей и способностей учащихся. Элективные курсы по географии отличаются разнообразием тематики и возможностью интегрировать географическое содержание с такими предметами, как экономика, история, экология, мировая художественная культура и т.д. Поэтому целесообразно ввести в учебный план школы элективные курсы по географии:
  - в 8 - 9 классах (в рамках предпрофильной подготовки 1 час в неделю или модули на 18, 24, 48 час);
  - в 10 – 11 классах (1 час в неделю либо модули на 24, 36, 72 часа).
Программы по различным элективным курсам можно найти в сборниках «Программы. География. Элективные курсы» /Сост. В.П. Дронов.- М.: Дрофа, любой год издания.
Преподавание географии должно вестись по учебникам одной содержательной линии, включенным в Федеральные перечни и имеющим гриф Министерства образования и науки.
  Новые линии учебников Землеведение – Страноведение – Отечествоведение являются основой для реализации образовательных и воспитательных целей обучения школьной комплексной географии, которая становится все более гуманистичной, культурологической, способной воспитывать патриотов, любящих свою Родину, ее природу и своих соотечественников.  
  На сегодняшний день изданы полные завершенные линии учебников (УМК), рекомендованные МО образования и науки: 
линия МГУ (под ред. О.А. Климановой и А.И. Алексеева) 
линия МПГУ (под ред. В.П. Дронова) 
линии учебников издательства «Просвещение. Сферы», «Вентана – Граф», «Русское слово»
Целью начального курса «География. Землеведение» (Природа Земли и человек) является изучение географической оболочки Земли, в пределах которой происходит взаимодействие человека и природы. Географическая оболочка рассматривается не столько как самый крупный природный комплекс, но как арена проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды.
В 7 классе (Материки, океаны, народы и страны) рекомендуется переход на изучение курса «География. Страноведение». Главная особенность этого курса - формирование целостного образа земного шара на основе широких по своему содержанию характеристик различных его территорий - материков, субрегионов, отдельных стран. Страноведческий подход состоит в едином взгляде на взаимодействие природы, населения, хозяйства, что и составляет суть комплексного страноведения. Процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической каре мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов. В центре содержания курса – человек.
  Курс «География России» завершает географическое образование учащихся в основной школе. Он содержит основное количество информации, проверяемой в рамках ЕГЭ. Основная задача курса - сформировать у учащихся представление о родной стране, подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Россия рассматривается как единство в многообразии. Одна из задач курса – ориентация в российском пространстве, формирование умения адаптироваться к окружающей среде, в том числе экономической, социальной, культурной. Курс подводит учащихся к пониманию необходимости «готовности к переменам». Пожалуй, именно этот курс несет основную нагрузку при формировании российской идентичности.
Курс «География мира» в старшей школе способствует формированию политической грамотности учащихся, пониманию современного состояния экономики и политики различных региональных группировок стран, роли и места России в мире, взаимосвязей и взаимозависимостей экономики и политики на примере отдельных групп стран.

О проведении практических работ по географии
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы.
  Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал (табл. 2). При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.
  Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. 

Примерное количество практических работ и экскурсий.
класс
количество практических работ
количество экскурсий
6
9
2
7
10
1
8
7
1
9
7
1
10
7




Тематика обязательных практических работ в 6 классе
по курсу «География. Землеведение»

Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. 
Определение географических координат точек, направлений, местоположения географических объектов на глобусе, карте и плане местности. Измерение расстояний на плане, карте и глобусе.
Чтение плана местности, карты. 
Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных признаков. Определение расстояний и направлений на местности.
Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов на местности, проведение простейшей съемки местности.
Нанесение географических объектов на контурную карту.
Описание географического объекта (форм рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану.
Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Описание погоды за определенный промежуток времени.
Наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.

Тематика обязательных практических работ в 7 классе
по курсу «География. Страноведение»
 
При выполнении практических работ в курсе 7 класса «География. Страноведение» важно сформировать умения учащихся по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики.
Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями.
• Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт – «Строение земной коры» и «Физической карты мира».
• Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.
• Характеристика географического положения материка. 
• Комплексная характеристика одного из океанов. 
• Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей на примере влажных и сухих субтропиков Закавказья.
• Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации. 
• Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей Апеннинского, Пиренейского и Балканского полуостровов. 
• Изучение отличительных особенностей природы и хозяйства отдельных стран или регионов на примере материка Африка. 
• Сравнительная характеристика крупнейших рек материков. 
• Географическое описание одного из островов Океании. 
• Характеристика факторов, влияющих на смену природных зон, на примере Евразии (по меридиану 80 в.д.) или Северной Америки (по 40 с.ш.)
• Выявление связей между компонентами природных комплексов.

Практические работы в курсе изучения «Географии России», 8-9 класс и «Географии мира», 10 класс пособствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д.

Тематика обязательных практических работ в 8-9 классах
по курсу «География. Россия»

• Характеристика географического положения России 
( вариант - Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на контурной карте стран - соседей России. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.
• Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей.
• Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.
• Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.
• Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России, характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.
• Изучение особенностей размещения и расселения населения России в разных природных зонах на основе работы с картами.

Тематика обязательных практических работ в 9 классе
по курсу «География. Россия. Хозяйство и географические районы».

• Обозначение на контурной карте природных, экономических, географических, экономических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.)
• Чтение и анализ тематических отраслевых карт.
• Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.
• Комплексная характеристика (вариант – сравнительная характеристика), промышленного центра, (промышленного узла), промышленного района.
• Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России
• Комплексная характеристика одного из районов страны.
• Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.  

Тематика обязательных практических работ в 10 классе
по курсу «Экономическая и социальная география мира»

• Характеристика геополитического положения страны (по выбору).
• Ресурсообеспеченность различных стран и регионов. География природопользования в современном мире.
• Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации).
• Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей.
• Экономико-географическая характеристика одной из стран Европы.
• Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.
• Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки


ПРОГРАММА
курса «Моя малая Родина – Нюрбинский район»
 
 
Пояснительная записка
Программа курса «Моя малая Родина – Нюрбинский район» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных школ Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) для краеведческого изучения своей местности как школьный компонент образования.
Краеведческий материал родного края – необходимый и значимый компонент содержания школьного образования. Краеведческое изучение своей местности позволяет сформировать целостную картину ближайшего окружения ученика, раскрыть взаимосвязи и взаимодействие природы и общества, дает возможность рассмотреть и узнать детально все составляющие природы, жизни и деятельности населения на территории родного края. 
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, предназначена для проведения элективного и факультативного курсов в общеобразовательном, естественном, социально-экономическом, техническом профилях и геолого-географическом классе общеобразовательных школ Нюрбинского района. 
Цель краеведческого курса «Моя малая Родина – Нюрбинский район» направлена на формирование личности ученика, будущего хозяина и патриота Нюрбинской земли. Комплексное краеведческое содержание курса даёт возможность узнать особенности природы, населения и его хозяйственную деятельность в разные исторические этапы становления и развития Нюрбинского района и воспитывать у школьников чувство гордости за свою малую Родину.
Обоснованием разработки программы и содержания курса является реализация Концепции географического образования в Республике Саха (Якутия) «География для будущих поколений», в которой особое внимание уделено региональному и школьному компонентам географического образования в курсе «Родной край». Концепция позволила разработать краеведческие программы для курса «Родной край» О.М. Кривошапкиной (региональный уровень 2002г.) и Л.С. Пахомовой (локальный уровень – для г. Якутска, 2003г.). 
На современном этапе программа является частью республиканского проекта поддержанного национально-исследовательским институтом национальных школ МО РС (Я) «Создание учебных пособий для курса «Родной край» (5 класс) как основы реализации национально-регионального и школьного компонентов базисного учебного плана общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия)». Руководитель – д.п.н., профессор ЯГУ О.М. Кривошапкина (2006г). Первыми результатами проекта стали изданные авторским коллективом учителей Амгинского района (программа, учебное пособие, атлас) и Сунтарского района (программа, учебное пособие) для учащихся 5 класса.
Основными принципами краеведческого курса «Моя малая Родина – Нюрбинский район» являются:
- Научность и доступность;
- Преемственность и непрерывность обучения;
- Краеведение и регионализация;
- Гуманизация и экологизация;
- Профориентационная и практическая направленность;
Главные задачи курса заключаются в следующем:
- формировании личности ученика основной школы на краеведческом материале - своего родного края, знакомой и близкой территории;
- воспитании патриотизма и любви, интереса и бережного отношения к своей малой Родине; 
- комплексном развитии личности учащегося 9 класса и привитии профориентационных знаний и навыков.
Структура программы включает: 
• VI разделов и 12 тем, включающих 35 статей.
• Практические, самостоятельные и творческие работы.
• Номенклатуру курса.


 Руководитель РМО учителей географии Васильев Г.Н.