Методическое письмо «О преподавании географии в школах Нюрбинского района в 2009-2010 учебном году»
Дорогие коллеги! География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Значение географии определяется: - огромным воспитательным и развивающим потенциалом, способствующим развитию личности; - формированием географического мышления, которое дает возможность видеть объекты и явления в тесной связи и взаимозависимости во времени и в пространстве, позволяет понимать современную ситуацию; - пониманием современного мира как многоликого, но единого, неделимого; осмыслением места России в мире, осознанием включенности каждого в жизнь своей страны; - реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека, формированием «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением. Школьная география, особенно география своей Родины, всегда относилась к разряду мировоззренческих дисциплин, где сильна идеологическая составляющая. Именно география вкупе c историей в значительной мере решают основную задачу российской школы: формирование у учащихся российской идентичности как главного условия укрепления российской государственности. Эта задача ставится в качестве приоритетной в разрабатываемых образовательных стандартах второго поколения. Новый 2009-2010 учебный год начинается в условиях обсуждения и принятия нового поколения Государственных образовательных стандартов, которые должны будут обеспечивать развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды. В мире ускорились процессы глобализации, усиливающие взаимозависимость стран и культур, активизирующие международную кооперацию и разделение труда. Нормой становится жизнь в условиях поликультурного общества, которая выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и к толерантности его членов. Все эти процессы ускоряются в условиях информационной революции, которая существенно меняет возможности коммуникации, условия доступа к информации и возможности принятия решений. Развитие новых наукоемких технологий предъявляет иные требования к современному человеку, чьим лозунгом должен стать лозунг «Образование через всю жизнь». Все эти изменения нельзя не учитывать в процессе обучения географии. Отражая смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат. Наряду с учебными программами в стандарт предполагается включить программу воспитания и социализации учащихся, призванную обеспечить единство обучения, воспитания и развития школьников. Отличительной особенностью стандартов второго поколения будет новая структура образовательных программ. В ней, в отличие от предыдущего стандарта должны быть: • программы формирования универсальных учебных действий, • рекомендации по оценке учебных достижений учащихся, • программы воспитания и социализации, включая систему внеучебной деятельности. Наиболее важным для учителей-практиков является усиление внимания к конечным результатам учебно-воспитательного процесса, которые должны выразиться в четком выделении требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Понятие «результат образования» должен трактоваться с позиций деятельностного подхода. Это могут быть: личностные результаты, которые проверяются в ходе социологических исследований; метапредметные и предметные результаты которые проверяются посредством индивидуальной аттестации учащихся. Метапредметные или надпредметные результаты образования применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных проблем. Они отражают сформированность универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его умении учиться, т.е. его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В повседневной учебной деятельности универсальные учебные действия и связанные с ними навыки учебной работы - это способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли (потребителя, избирателя, и др.), искать, анализировать и обрабатывать информацию, ориентироваться в мире профессий. К предметным результатам относятся специфичные для географии как учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции (например, умение мыслить пространственно и комплексно), опыт творческой деятельности (например, участие в географических исследованиях и проектах, имеющих социальный или экологический характер), ценностные установки (например, убежденность в необходимости рационального природопользования). Системная работа по формированию метапредметных и предметных знаний и умений способствует развитию личностных качеств учащихся (личностные результаты обучающихся) – системы их ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Достижение требуемых результатов происходит при компетентностном подходе к обучению в условиях использования в практике преподавания современных педагогических технологий — информационной, проектной, исследовательской, модульной, критического мышления, а также дифференцированного, личностно-ориентированного, проблемного обучения и др. Соответствие реально достигнутых результатов ожидаемым должно подтверждаться путем различных аттестационных процедур – проверочных работ, экзаменов и др. К результатам, которые подлежат оценке в ходе аттестации выпускников, относится способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, где велика роль учителя, его понимание и подготовленность к обеспечению развивающего потенциала новых образовательных стандартов. До принятия и вступления в силу стандарта второго поколения преподавание географии в новом учебном году будет вестись на базе Федерального компонента государственного стандарта общего образования «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089 (приказ Министерства образования России). Как и прежде, учитель может руководствоваться обязательным минимумом содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.1998 № 1236), и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 30.06.1999 № 56). В этих документах сформулированы общие требования к уровню подготовки выпускников. Среди них важнейшие умения, большая часть которых относится к разряду универсальных учебных умений: - отбирать необходимые источники информации, уметь работать с ними, в том числе с текстом учебника, географическими картами и различной информацией на цифровых носителях; - систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию; - оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов; - искать решения географических задач и проблем; - выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем развития различных территорий. Как в основной, так и в старшей школе все более широко вводятся элективные курсы, способствующие дифференциации и индивидуализации обучения и наиболее полному выявлению интересов, склонностей и способностей учащихся. Элективные курсы по географии отличаются разнообразием тематики и возможностью интегрировать географическое содержание с такими предметами, как экономика, история, экология, мировая художественная культура и т.д. Поэтому целесообразно ввести в учебный план школы элективные курсы по географии: - в 8 - 9 классах (в рамках предпрофильной подготовки 1 час в неделю или модули на 18, 24, 48 час); - в 10 – 11 классах (1 час в неделю либо модули на 24, 36, 72 часа). Программы по различным элективным курсам можно найти в сборниках «Программы. География. Элективные курсы» /Сост. В.П. Дронов.- М.: Дрофа, любой год издания. Преподавание географии должно вестись по учебникам одной содержательной линии, включенным в Федеральные перечни и имеющим гриф Министерства образования и науки. Новые линии учебников Землеведение – Страноведение – Отечествоведение являются основой для реализации образовательных и воспитательных целей обучения школьной комплексной географии, которая становится все более гуманистичной, культурологической, способной воспитывать патриотов, любящих свою Родину, ее природу и своих соотечественников. На сегодняшний день изданы полные завершенные линии учебников (УМК), рекомендованные МО образования и науки: линия МГУ (под ред. О.А. Климановой и А.И. Алексеева) линия МПГУ (под ред. В.П. Дронова) линии учебников издательства «Просвещение. Сферы», «Вентана – Граф», «Русское слово» Целью начального курса «География. Землеведение» (Природа Земли и человек) является изучение географической оболочки Земли, в пределах которой происходит взаимодействие человека и природы. Географическая оболочка рассматривается не столько как самый крупный природный комплекс, но как арена проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды. В 7 классе (Материки, океаны, народы и страны) рекомендуется переход на изучение курса «География. Страноведение». Главная особенность этого курса - формирование целостного образа земного шара на основе широких по своему содержанию характеристик различных его территорий - материков, субрегионов, отдельных стран. Страноведческий подход состоит в едином взгляде на взаимодействие природы, населения, хозяйства, что и составляет суть комплексного страноведения. Процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической каре мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов. В центре содержания курса – человек. Курс «География России» завершает географическое образование учащихся в основной школе. Он содержит основное количество информации, проверяемой в рамках ЕГЭ. Основная задача курса - сформировать у учащихся представление о родной стране, подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Россия рассматривается как единство в многообразии. Одна из задач курса – ориентация в российском пространстве, формирование умения адаптироваться к окружающей среде, в том числе экономической, социальной, культурной. Курс подводит учащихся к пониманию необходимости «готовности к переменам». Пожалуй, именно этот курс несет основную нагрузку при формировании российской идентичности. Курс «География мира» в старшей школе способствует формированию политической грамотности учащихся, пониманию современного состояния экономики и политики различных региональных группировок стран, роли и места России в мире, взаимосвязей и взаимозависимостей экономики и политики на примере отдельных групп стран.
О проведении практических работ по географии Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал (табл. 2). При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Примерное количество практических работ и экскурсий. класс
| количество практических работ
| количество экскурсий
| 6
| 9
| 2
| 7
| 10
| 1
| 8
| 7
| 1
| 9
| 7
| 1
| 10
| 7
|
| Тематика обязательных практических работ в 6 классепо курсу «География. Землеведение»
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. Определение географических координат точек, направлений, местоположения географических объектов на глобусе, карте и плане местности. Измерение расстояний на плане, карте и глобусе. Чтение плана местности, карты. Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных признаков. Определение расстояний и направлений на местности. Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов на местности, проведение простейшей съемки местности. Нанесение географических объектов на контурную карту. Описание географического объекта (форм рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану. Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Описание погоды за определенный промежуток времени. Наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.
Тематика обязательных практических работ в 7 классе по курсу «География. Страноведение» При выполнении практических работ в курсе 7 класса «География. Страноведение» важно сформировать умения учащихся по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики. Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями. • Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт – «Строение земной коры» и «Физической карты мира». • Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм. • Характеристика географического положения материка. • Комплексная характеристика одного из океанов. • Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей на примере влажных и сухих субтропиков Закавказья. • Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации. • Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей Апеннинского, Пиренейского и Балканского полуостровов. • Изучение отличительных особенностей природы и хозяйства отдельных стран или регионов на примере материка Африка. • Сравнительная характеристика крупнейших рек материков. • Географическое описание одного из островов Океании. • Характеристика факторов, влияющих на смену природных зон, на примере Евразии (по меридиану 80 в.д.) или Северной Америки (по 40 с.ш.) • Выявление связей между компонентами природных комплексов.
Практические работы в курсе изучения «Географии России», 8-9 класс и «Географии мира», 10 класс пособствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д.
Тематика обязательных практических работ в 8-9 классах по курсу «География. Россия»
• Характеристика географического положения России ( вариант - Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на контурной карте стран - соседей России. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. • Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей. • Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт. • Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон. • Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России, характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации. • Изучение особенностей размещения и расселения населения России в разных природных зонах на основе работы с картами.
Тематика обязательных практических работ в 9 классе по курсу «География. Россия. Хозяйство и географические районы». • Обозначение на контурной карте природных, экономических, географических, экономических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.) • Чтение и анализ тематических отраслевых карт. • Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности. • Комплексная характеристика (вариант – сравнительная характеристика), промышленного центра, (промышленного узла), промышленного района. • Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России • Комплексная характеристика одного из районов страны. • Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.
Тематика обязательных практических работ в 10 классе
по курсу «Экономическая и социальная география мира»
• Характеристика геополитического положения страны (по выбору). • Ресурсообеспеченность различных стран и регионов. География природопользования в современном мире. • Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации). • Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей. • Экономико-географическая характеристика одной из стран Европы. • Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации. • Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки
ПРОГРАММА курса «Моя малая Родина – Нюрбинский район» Пояснительная записка Программа курса «Моя малая Родина – Нюрбинский район» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных школ Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) для краеведческого изучения своей местности как школьный компонент образования. Краеведческий материал родного края – необходимый и значимый компонент содержания школьного образования. Краеведческое изучение своей местности позволяет сформировать целостную картину ближайшего окружения ученика, раскрыть взаимосвязи и взаимодействие природы и общества, дает возможность рассмотреть и узнать детально все составляющие природы, жизни и деятельности населения на территории родного края. Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, предназначена для проведения элективного и факультативного курсов в общеобразовательном, естественном, социально-экономическом, техническом профилях и геолого-географическом классе общеобразовательных школ Нюрбинского района. Цель краеведческого курса «Моя малая Родина – Нюрбинский район» направлена на формирование личности ученика, будущего хозяина и патриота Нюрбинской земли. Комплексное краеведческое содержание курса даёт возможность узнать особенности природы, населения и его хозяйственную деятельность в разные исторические этапы становления и развития Нюрбинского района и воспитывать у школьников чувство гордости за свою малую Родину. Обоснованием разработки программы и содержания курса является реализация Концепции географического образования в Республике Саха (Якутия) «География для будущих поколений», в которой особое внимание уделено региональному и школьному компонентам географического образования в курсе «Родной край». Концепция позволила разработать краеведческие программы для курса «Родной край» О.М. Кривошапкиной (региональный уровень 2002г.) и Л.С. Пахомовой (локальный уровень – для г. Якутска, 2003г.). На современном этапе программа является частью республиканского проекта поддержанного национально-исследовательским институтом национальных школ МО РС (Я) «Создание учебных пособий для курса «Родной край» (5 класс) как основы реализации национально-регионального и школьного компонентов базисного учебного плана общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия)». Руководитель – д.п.н., профессор ЯГУ О.М. Кривошапкина (2006г). Первыми результатами проекта стали изданные авторским коллективом учителей Амгинского района (программа, учебное пособие, атлас) и Сунтарского района (программа, учебное пособие) для учащихся 5 класса. Основными принципами краеведческого курса «Моя малая Родина – Нюрбинский район» являются: - Научность и доступность; - Преемственность и непрерывность обучения; - Краеведение и регионализация; - Гуманизация и экологизация; - Профориентационная и практическая направленность; Главные задачи курса заключаются в следующем: - формировании личности ученика основной школы на краеведческом материале - своего родного края, знакомой и близкой территории; - воспитании патриотизма и любви, интереса и бережного отношения к своей малой Родине; - комплексном развитии личности учащегося 9 класса и привитии профориентационных знаний и навыков. Структура программы включает: • VI разделов и 12 тем, включающих 35 статей. • Практические, самостоятельные и творческие работы. • Номенклатуру курса.
Руководитель РМО учителей географии Васильев Г.Н.
|